Суббота, 28.09.2024, 16:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Кабинет 51

Меню сайта

...

Форум

форум

Форма входа

Урок литературы и музыки 7 "А" класса по теме: «По страницам поэзии Б.Л.Пастернака…»

 

 

 

 

 

 

 

МОУ СОШ №1 Г.О.ЗВЕНИГОРОДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Конспект урока литературы и музыки,

проведённого в 7-А классе.

 

 

Тема: « По страницам поэзии Б.Л.Пастернака…»

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 Учитель литературы: Казакова Галина Леонидовна,

                                                                                                                                                   высшая категория.

               

Учитель музыки:  Свиридова Ирина Вадимовна,

                                                                                                                                                    высшая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 марта 2018 года

 

 

 

 

Тема урока «По страницам поэзии Пастернака…” (стихотворения  Б.Л. Пастернака о природе)

 

Цели урока: познакомить учащихся с фрагментами биографии Б.Л.Пастернака, пробудить интерес к его поэзии; ввести учеников в сложный мир пастернаковского стиха, подчеркнуть его музыкальность и выразительность; помочь вызвать зрительные образы, понять настроение, чувства поэта.


Задачи урока:

1. Образовательные: помочь учащимся увидеть индивидуальность поэта через художественные особенности его стихотворений; учить понимать язык поэзии; учить выражать свои мысли; отрабатывать навыки выразительного чтения, умения сравнивать, обогащать словарный запас учащихся; учить осознанно воспринимать музыку, чувствовать её, определять характеры музыкальных образов.

 2. Развивающие: развивать память, речь, мышление; учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта, художника, композитора; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, развивать умение высказывать и аргументировать своё мнение, прививать интерес к творчеству Б.Л.Пастернака; развивать познавательный интерес учащихся

 3. Воспитывающие: воспитывать любовь к русской литературе и родному языку; используя элементы литературного краеведения, воспитывать любовь к родному краю, гордость за него; воспитывать стремление к совершенствованию устной и письменной речи.

 

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, аналитическая беседа.
 

Оборудование: тексты стихотворений, учебники, тетради, ручки учащихся, магнитная доска.

 

Оформление доски: тема урока; эпиграф; портрет Б.Л.Пастернака, иллюстрации, схемы стихотворных размеров.

 

Эпиграфы: 1) «Поэзия – сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке»

 

                      2) «В стихи б я внёс дыханье роз,

                            Дыханье мяты,

                            Луга, осоку, сенокос,

                            Грозы раскаты».

                  
 

 

 

                                                                  -1-

Ход урока

1. Организационный момент: проверка наличия на партах дневников, учебников, тетрадей, ручек.

2.Объявление темы урока.

Эпиграф: «Поэзия – сердце литератур, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и человеке.» (Л. Улицкая)

 (Слайд №1)

3.Вступительное слово учителя о внешности писателя

4.Доклад ученика о жизненном и творческом пути поэта. (Слайд №2)

    

     -Борис Леонидович Пастернак родился в Москве,  его отец был академиком живописи в Петербургской Академии художеств, а мама была профессором музыки и выдающейся пианисткой, ученицей самого Рубинштейна. Мама будущего поэта отказалась от блестящей карьеры пианистки ради воспитания четверых детей: двоих сыновей и двух дочерей. Мама дома часто музицировала и вся семья любила по вечерам слушать её игру на фортепьяно. Представим себе зимний вечер, вся семья в сборе и звучит музыка.  ( Слушание музыки).  От отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты. В семье всё способствовало воспитанию творческой личности. В доме постоянно проводились творческие вечера, на которых бывали великие художники этого времени, такие как Левитан И., Ге Н., Серов В., Поленов В, композиторы Рахманинов С., Скрябин А., бывал писатель Лев Николаевич Толстой. Дети в семье впитывали творческую обстановку и воспроизводили её в своих играх: они создавали рукописные журналы, устраивали концерты с декламацией стихотворений, исполнением музыкальных произведений. Борис Леонидович закончил  гимназию с золотой медалью и  мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки, так как композитор Скрябин А. увидел в нём музыкальный талант, и в течение 6 лет брал уроки музыки у профессоров консерватории. Он сочинил 2 прелюдии, сонату.

       Но достигнув значительных успехов в музыке, разочаровался в ней. Так как Борис Леонидович не обладал абсолютным музыкальным слухом, он считал, что не сможет  достичь вершин в музыке, а он всегда любил всё делать только на высшем уровне. В своём стихотворении он так об этом стремлении написал: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»  Поэтому Пастернак поступил в Московский университет (на философское отделение), которое закончил в 1913 году и продолжил учебу в университете Марбурга (Германия). Отец у Бориса Леонидовича был очень строгим человеком, он считал, что сын уже достаточно взрослый, чтобы содержать себя и не дал ему денег для обучения в Германии. Мама поступила по-другому: она давала уроки музыки, экономила на хозяй -стве и таким  образом дала сыну 200 рублей – очень большие деньги по тем временам, и сын смог в течение года учиться в немецком университете.

      Немецкий профессор увидел в Пастернаке талант философа и рекомендовал ему остаться в университете преподавателем. Но Пастернак не хотел стать немецким профессором философии, так как чувствовал, что это не его дело. По своему характеру он не мог быть кабинетным учёным.  Он был очень впечатлительным человеком, эмоциональным и решил посвятить себя поэзии, поэтому вернулся в Россию.

       Пастернак создает замечательные по своему мастерству и вдохновению лирические произведения и поэмы: сборники стихотворений «Близнец в тучах»-1914г., «Поверх барьеров»-1916 год, «Сестра моя – жизнь» 1922 г., «Второе рождение-1936 г., «Когда разгуляется»1959 г.

     В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом. Пик популярности Пастернака приходился на 20-30 годы. Тогда он считался одним из главных поэтов России. А ведь в это время творили Блок, Маяковский. Этот факт ярко говорит о значимости Пастернака. В годы репрессий Пастернак заступался за тех, кто подвергался наказаниям.

Так, например, он просил за семью Анны Ахматовой, за семью Марины Цветаевой. Поэтому к Пастернаку изменилось отношение. Его перестали печатать. Чтобы прокормить семью и реализовать себя как поэта в условиях травли, он занялся переводами. Переводил Шекспира, Байрона, Гёте. Свои работы он стремился довести до совершенства. Его переводы стали лучшими и вошли в золотой фонд зарубежной литературы. В 1955 году Пастернак написал роман  «Доктор Живаго», который был

признан антисоветским и его отказались печатать. Роман был напечатан Италии и

получил Нобелевскую премию. Пастернак был вынужден отказаться от премии, так как

ему грозила высылка из страны. Из-за травли писатель перенёс нервное расстройство, инфаркт, заболел онкологией, из- за чего и скончался в 1960 году.

Слава к поэту вернулась только в 80-ые годы, его сын вместо отца получил Нобелевскую премию. Творчество поэта и писателя  стало изучаться в школах. 

4. Слово учителя:

     -Сегодня вы познакомитесь с двумя стихотворениями  Б.Л. Пастернака. Поэзия Пастернака метафорична, философски глубока, в ней чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и одухотворенность. Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы.

5. Чтение наизусть стихотворения «Никого не будет в доме…»

     Беседа по тексту:

     -Какое настроение вызвало это стихотворение?

(Несмотря на то, что стихотворение об одиночестве, оно не

создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)

-П о ч е м у ? (Учитель разворачивает доску, на которой синими мелками напи-

саны опорные слова: никого

зимний день

сумерки

мокрые комья снега

только крыши, снег -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак. Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей.

И тогда ответим на наш главный вопрос.

-Обращаемся к первым строчкам стихотворения (первые две строфы). Какую картину мы себе представляем?

(Видим дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья

снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)

-Каким словом поддерживается смысловое единство?

(Никого-дважды)

-Обратим внимание на внутристиховую паузу во втором стихе (стих-строка!)

После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче-

тается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых

мокрых комьев быстрый промельк маховой».

В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха 2-го и 7-го.Он даже ударный. Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.

-Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

-О чем вторая смысловая часть?

В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рожда

ют чувства неотпущенной вины, тоски.

-В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?

 

  Метафоры: завертит мной, кольнут виной

-И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.

И опять…-3 раза

-Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)

-Зачем такие повторы, какова их роль?

Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат

музыкальности и выразительности стихотворения.

Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной

В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.

-И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

С противительного союза но. Уже этим подчеркивается

противопоставленность двум предыдущим частям.

-В чем суть этого противопоставления?

Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом.

-Стоит воспроизвести первые строки: (Слайд №4)

 

Но неЖданно По ПоРтьеРе

ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь

-Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?

Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это

идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.

-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:

 

ТиШину Шагами меря,

Ты, как будуЩность, войдеШь.

-И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам.

-Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?

Ощущением чуда, надеждой на счастье.

-Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Неопределенность образа

Подчеркнута повтором неопределенного местоимения в чем-то. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

-Как перекликаются последние и первые строки?

Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они

Сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают

героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной

из снегового платья, любимой и недосягаемой.

-Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки

не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?

Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем

времени «Ты как будущность войдешь».

Мы не знаем, состоялась ли встреча не можем сказать, была ли она

такой, какой ее описал поэт. Но ощущение тайны, загадки, связанной

с появлением любимой, оказывается ярче, весомее, чем его печаль и

 

 

 

чувство вины.

Биографическая справка (учитель).

В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создает новую

семью. Процесс был трудным для всех. «И все-таки это не драма, потому

что радости здесь больше, чем вины и стыда». Стихотворение «Никого

не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью

в его жизни.

5. Оформление записи в тетрадях. (Слайд №3) 

Особенности лирики Пастернака:

А) Метафоричность поэзии

(метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных, слишком субъективных)

Б) Аллитерации ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)

В)Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)

Г) Сложный ритмический рисунок.

Разберемся в размере. После определения ударных и безударных слогов устанавливаем размер стиха (хорей). Но нас в заблуждение могли ввести два безударных слога, с этим мы уже встречались, запишем новое понятие. Пиррихий – два смежных безударных слога в двусложных размерах стиха (на доске показать схему стиха)

6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме» (Слайд №5)

Музыка М.Таривердиева

Стихи Б.Пастернака

Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни прозвучало в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»

-Какое впечатление вызывает у вас музыкальное произведение?

Высказываются в первую очередь те, кто имеет начальное музыкальное

образование.

Композитор Микаэл Таривердиев написал музыку к более ста кинофильмам.

Для него текст стоял на первом месте. Он должен был прочувствовать его,

уловить ритм. Своеобразие рифмовки и лишь затем зафиксировать восприя-

тие.

6. Содержание стихотворения «Никого не будет в доме» хорошо иллюстрируют картины Грабаря. Беседа по картинам Грабаря. Игорь Грабарь «Зимнее утро».

Картина написана в 1907 году.

      Это произведение импрессионистского стиля. Создаётся ощущение, что оно не написано красками, а соткано из тончайшего кружева. Сначала даже невозможно поверить, что  рассвет зимой может так необычно выглядеть.

       Художник увидел в обычном лесу необыкновенную сказку. Зрители смотрят на эту картину, и она их полностью зачаровывает. Невозможно оторваться от этого звучания зимних красок. Лучи солнца пробиваются сквозь ветви деревьев. На них причудливые наряды, сотканные из нежнейшего пуха. Белоснежный покров вдруг становится румяным, создаётся впечатление, что это румяные щёчки ребёнка. Грабарь сумел передать всё это очарование с помощью великолепной игры света.

     Мы видим великолепное утро. Снег искрится под лучами солнца. Всё это передаётся необыкновенными оттенками. Утром мороз более крепкий, он окрасил деревья в синий цвет. Лучи солнца окрашивают снег в разные оттенки, кажется даже, что он немного зеленоватый. Эти оттенки, словно предсказание грядущей весны, когда зеленью покроются все деревья и земля. Но это будет лишь потом.

     Сейчас деревья и земля укутаны в пуховые покрывала. Ветки деревьев склоняются до земли под тяжестью массы снега. Каждая ветка выписана необыкновенно мастерски. Создаётся впечатление, что они из хрупкого хрусталя. Кажется, заденешь случайно такую ветку, и она вся тут же рассыплется.

     Под деревьями большие сугробы. Скорее всего, ночью шёл снег. Покрывало абсолютно девственное: на снегу нет следов зверей или людей. Мы видим утро, но уже скоро привычный шум наполнит весь лес.

     Но пока солнце робко посылает лучи сквозь ветки. На снегу невероятно живописные тени в виде линий лазурного цвета. Они словно начерчены по линейке.

     На полотне для неба почти нет места. Можно увидеть лишь его небольшие кусочки. Но даже так можно заметить, что на нем нет облаков, а это является предвестником солнечного дня.

     Грабарь использовал в картине холодные краски. Она словно освежает нас зимним легким морозом и полным спокойствием, царящим во всем. Живописец сумел передать красоту утра. Все элементы картины передают очарование природы.

 

 

 

7. У Пастернака есть и другое замечательное стихотворение о зиме – «Снег идёт». Музыку к нему написал композитор Свиридов Г.). Сейчас хором исполним первую часть кантаты «Снег идет»

 Снег идёт,

Снег идёт,

Снег идёт,

Снег идёт.

 

К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

 

Снег идёт,

Снег идёт,

Снег идёт,

Снег идёт.

 

Снег идёт,

И всё в смятенье,

Всё пускается в полёт:

Чёрной лестницы ступени,

Перекрёстка поворот.

 

Снег идёт,

Снег идёт,

Снег идёт,

Снег идёт.

 

Снег идёт,

Снег идёт,

Снег идёт,

Снег идёт.

 

 

 

           

7. Анализ стихотворения Б. Пастернака « Июль».

-А сейчас знакомство еще с одним стихотворением Б.Пастернака. Мы понаблюдаем, как в этом стихотворении автор использует одно из ярчайших изобразительно-выразительных

Средств, главное в его поэтическом арсенале.

- Чтение стихотворения .

-Так кто же этот необычный герой?

(июльский воздух луговой)

-Давайте посмотрим, как автор создает этот образ. Во-первых, как он называет своего героя? Кто он?

           (и привидение

и домовой

и баловник-невежа

и призрак

и отпускник

и двойник)

В начале стихотворения мы даже не понимаем, о ком речь, то ли это человек, то ли мифическое существо. Он странный, таинственный, не может устоять на месте.

-Каковы его действия?

(мелькает, бродит, болтается, вбегает, мешается, срывает

скатерть , кидается, взвивается с занавеской)

Ведь этот июльский воздух имеет вполне зримый образ со своим характером.

-Каким вы себе его представляете?

(нечесаный растрепа, весельчак, болтун, пахнет липой и

ботвой)

-Какие эмоции он вызывает?

(он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный,

вольнолюбивый,хотя, возможно, не считается с правилами

приличия)

-На каком изобразительно-выразительном средстве построено все стихотворение ?

(содержание всего стихотворения определяет олицетворение)

-Сегодня мы познакомимся еще с одним термином. Персонификация- развернутое олицетворение, Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер (запись учащиеся делают в тетрадь). (Слайд №6)

Художественные средства:

а) олицетворение,

б) персонификация,

в) экспрессия,

г) инверсия.

 

-Установите самостоятельно размер стиха. (ямб с пиррихием).

8.Заключительное слово учителя.

Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества. Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться, восторгаться, наслаждаться.

9. Авторское стихотворение, посвящённое Б.Л.Пастернаку: (Слайд № 7)

 

                                                     Пастернак Б.Л.

 

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 16